Магазин

steklo

online

«Спутник V», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак»: в чем разница?

26.06.2021 10:11
432
0

Россиянам сейчас доступны четыре вида отечественных вакцин — «Спутник V» и его демо-версия «Спутник Лайт», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак». Какой вакциной лучше привиться и почему? Сколько продлится иммунитет и защитит ли от инфекции?

Коротко о каждой вакцине в России
«Спутник V» — комбинированная векторная вакцина НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи. В двух дозах вакцины находятся неспособные к размножению аденовирусы-векторы, которые привносят в организм ген коронавирусного S-белка. Интервал между двумя инъекциями — три недели.
«Спутник Лайт» представляет собой первый компонент «Спутника V», который вводится однократно.
«ЭпиВакКорона» — пептидная вакцина, созданная ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», которая состоит из искусственно синтезированных коротких фрагментов вирусных белков. С их помощью иммунная система обучается узнавать и ликвидировать вирус. Интервал между двумя инъекциями — три недели.
«КовиВак» — цельновирионная вакцина, созданная Центром им. Чумакова. В ее основе SARS-CoV-2, лишенный инфекционных свойств, но способный вызывать иммунную реакцию. Интервал между двумя инъекциями две недели.
Коронавирус убивает.
13 знаменитостей, которые не пережили пандемию, потому что не дождались прививки: Василий Лановой, Борис Грачевский, Ирина Антонова, Ким Ки Дук, Ларри Кинг, Борис Плотников, Роман Виктюк, Кендзю Такада, Валери Жискар д'Эстен, Михаил Кокшенов, Серджио Росси, Владимир Коренев, Борис Александров.
Признаны ли вакцины в мире?
«Спутник V» зарегистрирован 11 августа 2020 года и прошел все три фазы клинических испытаний, а публикации с результатами финальных испытаний вышли в авторитетном научном журнале The Lancet.
Как сообщает Российский фонд прямых инвестиций, применение вакцины «Спутник V» одобрено в более чем 65 странах. Вакцина для поставок на зарубежные рынки будет производиться международными партнерами РФПИ в Индии, Бразилии, Китае, Южной Корее и других странах. В то же время вакцина еще не одобрена международными регуляторными агентствами: Всемирной организацией здравоохранения и Европейским медицинским агентством — им не хватает тщательных, оформленных по современным нормам, пострегистрационных исследований и открытой публикации всех данных.
«ЭпиВакКорона» была зарегистрирована 13 октября 2020 года и завершит третью фазу клинических исследований только в конце этого июля, как недавно сообщил гендиректор центра «Вектор» Ринат Максютов. Результаты первой и второй фаз испытаний «ЭпиВакКороны» опубликованы только в российском научном журнале «Инфекция и иммунитет». Статей в международных журналах нет. В мире к «ЭпиВакКороне» относятся осторожно, и контракты о поставках на Петербургском международном экономическом форуме-2021 подписаны пока лишь с бразильскими и венесуэльскими компаниями.
«КовиВак» зарегистрирован 20 февраля 2021 года, выпущен в гражданский оборот в марте. В начале июня начались клинические испытания третьей фазы на добровольцах в девяти городах. Закончатся они только к концу декабря 2022 года. Публикаций в рецензируемых научных журналах по этой вакцине пока не было.
По какому принципу разработаны вакцины?
«Спутник V» создавался так: ученые взяли не слишком патогенный аденовирус человека и лишили его способности длительно воспроизводиться. После этого они встроили в него фрагменты генома, которые кодирует белки и соответствует иммунологически важным белкам коронавируса. Вектором в молекулярной биологии называют некий носитель — им стал аденовирус.
«Попадая в организм, измененный вирус забирается в клетки и строит с их помощью ряд белков, — объясняет ведущий научный сотрудник Института клинической и экспериментальной медицины Александр Чепурнов, экс-сотрудник «Вектора». — После этого иммунная система видит белки коронавируса и вырабатывает антитела к их рецептор-связывающему домену».
Так вакцина помогает иммунной системе определить «образ потенциального врага», против которого нужно провести обучение.
Александр Чепурнов
ведущий научный сотрудник Института клинической и экспериментальной медицины, экс-сотрудник «Вектора».
И иммунная система вырабатывает различные виды защиты — антитела, Т-клеточный иммунитет.
«ЭпиВакКорона» создана по следующему алгоритму. Взяты самые мелкие белки коронавируса, пептиды, которые ученые по какой-то причине посчитали иммунологически значимыми. Поскольку они мелкие, идея в том, что организм будет отвечать на очень конкретные иммунологические раздражители, а отсутствие большого количества белка сделает вакцину менее реактогенной.
«Но иммунная система такие мелкие белки не видит — чтобы увидела, надо на что-то их посадить, на некий белковый носитель, который может сыграть полезную роль. Посадили на сделанный с помощью технологических фокусов внутренний N-белок, который есть у коронавируса — то есть создали такой образ, где есть внутренний белок, неважный для иммунного ответа, и три фрагмента поверхностного белка, которые посчитали важными», — объясняет Чепурнов.
«КовиВак» называют убитой или инактивированной вакциной — это старинный подход к созданию вакцин, который начали практиковать 250 лет назад. Сначала ученые «нарабатывают» коронавирус — берут культуру клеток, заражают ее вирусом, предварительно его выделив, чтобы он максимально соответствовал штамму, распространенному в стране. Культура клеток вырабатывает много вируса, они разрушаются. Потом эта культура очищается от примесных белков, которые появляются при наработке, его чистят и получают чистую фракцию вируса, которую «убивают». В старину это делали формалином, сейчас появились более современные способы, которые позволяют вирусу не так сильно денатурировать, но делают его неспособным к размножению.
Какая российская вакцина эффективнее?
Нужно иметь в виду, что в мире порядка 5–7% людей вообще не способны вырабатывать иммунитет после вакцинации. Однако вероятность его получить у каждого из нас все же высока.
«Спутник V». Разработчики обещают, что эффективность вакцины составляет 93%, иными словами, из ста человек заболеют семь. Однако тяжесть течения болезни должна быть серьезно ниже. На сайте Стопкоронавирус.рф также отмечается, что антитела обнаружили у 98% добровольцев, клеточный иммунитет сформировался у всех участников испытаний. Иммунитет после прививки оказался в 1,3–1,5 раза выше, чем после перенесенного заболевания. Разработчики препарата обещают, что иммунитет от вакцины сохраняется до двух лет, но эксперты все чаще говорят о 6 месяцах.
«Спутник» — это та вакцина, про которую можно сказать «конь пашет и борозды не портит». Да, есть сомнения по поводу новых штаммов, понятно, что есть больные и тяжелые больные после прививки, но их доля невелика», — отмечает руководитель научного центра молекулярно-генетических исследований ДНКОМ Андрей Исаев. Эксперт добавил, что вакцина зарекомендовала себя в полях, в том числе с точки зрения воздействия на новые штаммы коронавируса «Дельта» и «Дельта+».
«Сомнения по поводу “Спутника” лично у меня отпали, когда я увидел титры нейтрализующих антител. Обычные тесты не показывают, но нейтрализующие антитела видны, когда сыворотку переболевших смешивают с вирусом и смотрят, нейтрализован ли он. Если да, то насколько надо ее развести, чтобы она сохраняла свойства. У гамалеевской вакцины треть сывороток обладали высоким титром. У остальных меньше, но нейтрализующие антитела были во всех случаях. Неплохие отзывы по поводу клеточного иммунитета, он исследовался моими коллегами», — подчеркивает Александр Чепурнов.
«ЭпиВакКороне» разработчики гарантируют стопроцентную иммунологическую эффективность. Однако никаких доказательств экспертному сообществу и общественности не предоставлено.
Антитела к “ЭпиВакКороне” фиксируются только специальной тест-системой Роспотребнадзора, мы просили к ней доступ, но не получили. Нейтрализующие вирус антитела не видим.
Андрей Исаев
руководитель научного центра молекулярно-генетических исследований ДНКОМ
Профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова называет вакцину «малоэффективной».
«В условиях серьезной пандемии неэтично давать людям вакцину с таким количеством вопросов. На данный момент неясно, защищает ли она от коронавируса в реальных популяциях. По задумке ученых, она требует взаимодействия Т-клеток с B-клетками, но адъювант в этой вакцине (комплекс дополнительных веществ, усиливающий иммунный ответ), “затачивает” его исключительно на производство B-клеточных антител, которых не видят обычные тесты. У пожилых на такую вакцину ответ слабый, а ведь именно для этой группы людей она позиционируется.
Тем не менее ученых хейтить все же не стоит — да, сроки были сжатые, недоделали, надо было лучше испытывать. Но в начале пандемии за их спинами стояли чиновники, которые твердили, что вакцина нужна еще вчера, а еще были производственники, настаивающие на том, чтобы компоненты были доступными и дешевыми», — уверена эксперт.
Избегайте этих мест. 13 локаций, где риск заразиться коронавирусом особенно высок: узкие коридоры, лифты, караоке и кальянные (можно заразиться слюнями заболевшего), лестничные пролёты, церкви (храмы, мечети (прикоснувшись к иконе, ко кресту - вы сильно рискуете), аптеки, поликлиники, вагоны метро, автобусы (троллейбусы, трамваи), маленькие магазинчики, любые помещения с плохой вентиляции, любые очереди.
По ее словам, нужно было выбирать другие пептиды, другой адъювант, а возможно, и другой носитель. Но времени подбирать комбинации просто не было.
«Направление пептидных вакцин считается очень перспективным, но реально работающих вакцин пока никто не создал, — подтверждает Чепурнов. — Когда я проверял сыворотки, то не увидел никакого нейтрализующего эффекта, хотя ученые “Вектора” пытаются доказать обратное. И случаев заболевания немало. Эта вакцина нуждается в конкретном исследовании — нужно смотреть, сколько человек среди привитых заболели коронавирусом, и сравнить с их непривитыми коллегами. Испытуемые должны жить примерно в одинаковых условиях и работать в рамках одной специальности», — отмечает Чепурнов
Недавно Роспотребнадзор опубликовал похожее исследование, но, по мнению Чепурнова, сделано оно было неграмотно: ученые просто взяли 1000 вакцинированных и посчитали, сколько из них заболели после прививки.
«КовиВак» — согласно данным Центра им. Чумакова, эффективность вакцины превышает 80%. Статью об этом, как сообщает разработчик, стоит ждать в августе-сентябре. Людям в возрасте 60 и более лет, вероятно, понадобится на одну дозу больше, отмечают «чумаковцы».
«Вируснейтрализующие антитела после “КовиВака” есть, — отмечает Андрей Исаев. — Считается, что он дает комплексный иммунный ответ на все белки коронавируса, а не только на S-белок. Некоторые эксперты полагают, что это непрофильные антитела угнетают иммунитет, но я не уверен, что это может повредить, ведь естественный иммунитет, формируется на базе всех типов антител».
В то же время Исаев отмечает, что с новыми индийскими штаммами «Дельта« и «Дельта+» «КовиВак» справится вряд ли, а значит, стоит предпочесть «Спутник».
«Иммунный ответ не такой активный, как при “Спутнике”, так как “КовиВак” дает антитела и к другим частям вируса, не столь важным. Может, антител по сумме и больше, но каждое слагаемое мы не мерим и не знаем, какая в итоге защита, — подчеркивает Анча Баранова. — Судя по гражданской статистике, после “КовиВака” средний уровень антител на S-белок все же меньше, чем после “Спутника”, но эта информация тоже пока “шапкой меряна”».
Какие побочки от каждой вакцины?
Отдаленных «побочек» нет ни у одной, для этого прошлого еще слишком мало времени. А вот «быстрые реакции» у каждой свои.
«Спутник» дает подъем температуры каждому второму привитому в день введения и на следующий, иногда ломит мышцы. В инструкции указаны и такие возможные реакции, как тошнота, диспепсия, снижение аппетита и увеличение лимфоузлов.
«После введения второго компонента на следующий день жутко ломило в переносице и области лба, отдавая в глаза — такой головной боли у меня еще не было, — делится привитая 25-летняя девушка в одном из народных чатов в Telegram. — Весь день пролежала овощем, температура колебалась в районе 38, плечо болело. На следующий день все прошло бесследно».
«Вакцинный белок действительно неприятен для организма. По новым данным ученых, он сам по себе обладает некоторыми нейротоксичными свойствами и влияет на свертывание крови. Но при прививке в организме свободного S-белка крайне мало, особенно по сравнению с натуральной инфекцией. Ведь аденовирус производит белок в клетках мышц, а не в центральном кровяном русле», — отметила Анча Баранова.
Вакцинация позволяет из двух зол выбрать не просто меньшее, а намного меньшее.
Анча Баранова
профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона
В отношении других негативных последствий эксперт посоветовала не списывать все на прививку, так как у человека и до вакцинации мог быть целый букет заболеваний, в том числе недиагностированных. Если же у него какая-то из систем уже нарушена, вероятность того, что реакция на прививку затронет ее, повышается.
«ЭпиВакКорона»: среди «побочек» в инструкции указывают боль в месте введения и кратковременное повышение температуры не выше 38,5°С. Но по факту жалоб почти нет, так как вакцина содержит мало белка.
«Можно, конечно, позиционировать “ЭпиВакКорону” как менее реактогенную, но в таком случае можно и водой прививаться. В условиях вспышки важна эффективность, а к ней есть вопросы», — скептически заявляет Баранова.
«КовиВак» чаще всего дает аллергические реакции, сонливость, сухость в глазах и минимальную боль в плече. Именно на это жалуются привитые в чатах Telegram:
«Привились “КовиВак” с супругой, нам по 66 лет. И после первой дозы, и после второй особых побочных явлений не было. На третий-пятый день после уколов чувствовалась небольшая слабость, сонливость, при нормальной температуре появился небольшой озноб, тяжесть в голове, желание почаще и побольше поесть. К концу первой недели после укола все отклонения от нормального состояния прошли».
«Обычно хорошо почищенный препарат — не очень болезненный и особенных побочек не вызывает, — отмечает Чепурнов. — К примеру, в Сибири многие вакцинируются против клещевого энцефалита, это тоже “убитая” вакцина, и тоже сделанная чумаковцами».
Кому чем прививаться?
Что касается людей с ограничениями по здоровью, «ЭпиВакКорона» противопоказана людям с первичным иммунодефицитом и злокачественными заболеваниями крови. Делать «Спутник» на фоне приема препаратов, угнетающих функцию иммунной системы, также нет смысла.
В инструкциях к вакцинам есть предупреждение, что с осторожностью следует вакцинироваться людям с хроническими заболеваниями печени и почек, выраженными нарушениями функции эндокринной системы, сахарным диабетом, тяжелыми заболеваниями системы кроветворения, эпилепсии, а также при инсультах и других заболеваниях центральной нервной системы, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, аутоиммунных заболеваниях.
В инструкции к вакцине от Центра им. Гамалеи в этом списке указаны и заболевания легких, астма, атопия и экзема.
«Спутник лайт» — хорошая версия для тех, кто переболел: доказано, что при введении вакцины переболевшим, эффективность ответа вырастает.
«То есть однократная вакцинация переболевшего дает более сильный иммунный ответ, чем двукратная у непереболевшего, — объясняет Чепурнов. — Прививаться можно месяцев через 6–8. И хорошо бы раз в два-три месяца следить, как снижаются антитела. Они бывают различного уровня и с разной интенсивностью и скоростью уходят из организма. Когда они снижаются в 3-4 раза, надо вакцинироваться немедленно».
В целом же вакцины противопоказаны людям с гиперчувствительностью к какому-либо из их компонентов, склонностью к тяжелым аллергическим реакциям и детям. Однако «Спутником» скоро вполне могут начать прививать и беременных.
«По международным стандартам, сначала исследуется основная когорта населения, и только потом — пожилые, дети, беременные, — объясняет врач-терапевт Алексей Водовозов. — По пожилым у нас ограничение уже убрали, а по детям и беременным пока нет. Однако среди 1,5 млрд привитых в мире много женщин, которые не знали, что ждут ребенка или внезапно забеременели после вакцинации».
По его словам, прививку беременные переносят нормально, и младенец рождается с антителами, которые передает ему мать. Антитела ребенок также получает через молоко. Во всем мире ограничения на вакцинацию беременных уже давно сняли, а до изменений инструкций в России дело дошло только сейчас — 28 мая министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил, что вносятся изменения в инструкцию по вакцинации от коронавируса для беременных женщин.
Также известно, что клинические исследования вакцины «Спутник V» для подростков на базе московских медицинских учреждений начнутся в июле этого года — в случае успеха прививать скоро начнут и детей.
И напоследок — анекдот про антипрививочников, который не теряет актуальности, учитывая, что в России от коронавируса за полгода едва удалось привить чуть больше 10% населения. По словам Анчи Барановой, он прекрасно иллюстрирует реалии сегодняшнего дня.

Турист подходит к реке, которая кишит крокодилами и пираньями. Вода коричневая из-за химических сбросов завода неподалеку. Он спрашивает инженера, который стоит у моста: «Какова его надежность?» Тот: «99,97%». Человек возмущается: «Кажется, вы не уверены в его безопасности!» И решает перебраться... вплавь.

Источник: Наука и практика

Отзывы

You have no rights to post comments

Информационно-развлекательный портал города Ахтубинск © 2019г. Все права защищены.

Распространение, копирование, тиражирование информации с сайта разрешены только с согласия администрации.

16+